Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога

Родителям о системе логопедической помощи и участии в ней

Дети  cнарушением речи  страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости. Поэтому необходимо своевременно выявлять таких детей и как можно раньше оказывать им соответствующую помощь, которая должна быть направлена на устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом. Основным здесь является развитие и совершенствование устной речи детей и , прежде всего, формирование у них правильного произношения, фонематических, морфологических, синтаксических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция письма и чтения, развитие устной речи.

Для реализации поставленных задач необходимо: устранить у детей нарушения произношения и сформировать у них полноценные фонематические представления; уточнить значение слов имеющегося словарного запаса и систематически обогащать его на основе овладения способами словообразования; вести работу по активизации словарного запаса (т.е. введение его в практику общения); формировать умение свободно оперировать определёнными моделями синтаксических конструкций; развивать связную (последовательную и логичную) речь.

По мере уточнения представления учащихся в области речевых средств (произношение, различение звуков, лексический запас, грамматический строй речи) и формирования у них соответствующих звуковых обобщений создаётся возможность планомерной работы над дальнейшим совершенствованием связной речи (устной и письменной).

Коррекционная работа по преодолению трудностей

Практика логопедической работы с учащимися начальных классов показывает, что дисграфия легче предупреждается и устраняется , чем дислексия. Благодаря коррекционным логопедическим занятиям дисграфические ошибки могут почти полностью исчезнуть, дети начинают меньше допускать орфографических ошибок в то время, как техника чтения у некоторых учащихся остаётся на низком уровне.

Нарушения чтения и письма находятся в прямой зависимости от состояния интеллекта ребёнка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое развитие.

Чтение представляет собой сложный психофизический процесс, в котором принимают участие различные анализаторы: зрительный, речедвигательный и слуховой. По психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, однако этот процесс не может быть вне единства устной и письменной речи.

   Формирование навыка чтения возможно только в процессе длительного целенаправленного обучения, включающего в себя следующие этапы:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями;
  • Послоговое чтение;
  • Выработка приёмов слитного чтения слов (синтетические приёмы);
  • Синтетическое чтение.

Коррекционная работа строится с учётом данных глубокого логопедического обследования всех компонентов речи, включая учёт следующих дисфункций:

  • Скрытое левшество, амбидекстрию;
  • Недостаточная ручная умелость (развитие мелкой моторики);
  • Снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела;
  • Нечёткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности;
  • Отсутствие чувства ритма;
  • Снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд;
  • Особенности зрительного восприятия, зрительного и слухового анализа и синтеза.

При этом учитывается состояние интеллектуальной сферы.

В школах бытует мнение. Что все трудности у детей в чтении обусловлены тем, что они мало читают, не связывая их с нарушениями, имеющими очень устойчивый характер нарушениями речи, обусловленными трудностями в развитии учащихся. Учителя не бьют тревогу, а считают временными трудности, когда ребёнок при чтении делает замены, не дочитывает окончания слов, переставляет слоги. Число учащихся, имеющих нарушения речи, а чаще чтения и письма увеличивается и составляет сейчас более 30% от числа детей с трудностями в обучении. В анамнезе этих детей при  глубоком обследовании всегда выявляются патологические факторы, воздействующие на организм ребёнка в пренатальный, натальный и постнатальный период :

  • Тяжёлая беременность матери с токсикозом;
  • Осложнённые роды с травмами  и асфиксией;
  • Недоношенность;
  • Тяжёлые заболевания детей на первом году жизни;
  • Травмы черепа, ушибы головы, которым мама обычно не придаёт особого значения
  • Соматическая ослабленность;
  • Физический инфантилизм;
  • Неврологические нарушения; 

Коррекция чтения

Направления и последовательность работы:

  1. Работа по восприятию буквы и умению соотносить её с соответствующим звуком.

Задачи:

  • Развивать звуко-буквенный анализ;
  • Обучать детей обозначать звук соответствующей буквой;
  • Совершенствовать мелкую моторику;
  • Развитие синтеза букв.
  1. Работа по восприятию слогов.
  • Развивать звуко-буквенный анализ и синтез;
  • Обучать читать слоги ГС и слоги-слияния (СГ) с опорой на последующую гласную ( А,О,У,Ы,И) и конструировать схемы звукового состава с учётом твёрдости и мягкости согласного;
  • Вырабатывать навык чтения слогов и умение записывать слог соответствующими печатными буквами;
  • Развивать зрительный анализ и синтез.
  1. Чтение слов.
  • Развивать у детей умение производить звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез слов;
  • Обучать соотнесению произнесённого слова со звуковой схемой и обозначению его на письме графическими знаками в определённой последовательности и по заданной схеме составлению слов;
  • Вырабатывать у детей умение слитно и осознанно читать слова.
  1. Чтение предложений.
  • Вырабатывать умение строить предложения и записывать их словами;
  • Вырабатывать навыки осознанного чтения предложений с выделением интонационных пауз и понижения голоса в конце повествовательных предложений.

Методы и приёмы коррекции чтения

v   Зрительно-артикуляторная зарядка. Здесь можно использовать окошки с буквами, когда учитель, меняя букву в окошке, просит ученика назвать её. Изменение картинки-буквы проходит сначала в медленном темпе, а затем в  быстром. Можно предъявлять небольшую таблицу букв, расположенных хаотично: педагог показывает букву, а ребёнок называет её, или же логопед называет букву, а ребёнок её находит и показывает. Как вариант, ребёнок должен назвать все буквы, написанные неправильно или напечатанные неправильно. Ребёнок должен доказать, почему неправильно, расположить элементы, как надо. Можно подключить пропечатывание букв в воздухе с употреблением слов справа, слева, выше, ниже, посередине, наискосок.

v   Конструирование букв из спичек или палочек, дорисовывание буквы, обводка, раскраска, лепка из пластилина, работа с шаблоном.

v   Подчёркивание букв в крупном и мелком тексте.

v   Диктант печатных букв для самопроверки. Открывается доска, на которой сделана правильная запись или экран с образцами букв.

v   Буквенное лото. Дети фишками накрывают названные буквы в словах.

v   Игра «Собери букву». Необходимо собрать букву, слог, слово, предложение, которые напечатаны на карточке, разрезанной на части по прямым и косым срезам. Более сложное задание: собрать букву из кусочков ( при этом сама буква разрезана на части).

v   Фонетическая зарядка. Выделение ударного звука силой голоса и долготой с опорой на букву. Например: а-а-; а--------(доктор сотрит горло); аа—аа—аа; аа—ааа—ааа (убаюкивание куклы);у-------------;уу---уу---уу (игра в паровоз); уа—уа; ау—ау ( плач ребёнка, ауканье); о---,о----,о----(зубная боль); о-о,о-о; ооо,ооо(стон, плач ребёнка) .Чтение слогов.

v   Игра «Капитаны» В этой игре в бухты ( на острова) А.О,У,Ы, И,….. прибывают синие, зелёные корабли с изученными согласными. Дети читают слоги-слияния, проводят звуковой анализ, дифференцируя твёрдость и мягкость согласных. При этом можно использовать подвижную магнитную азбуку с буквами на красном, синем и зелёном фоне. Дети выкладывают из цветных кубиков схемы слогов, а вызванный к доске ученик выбирает из магнитной азбуки необходимые буквы на соответствующем фоне. Затем детям предлагаются задания с ошибками. Их нужно исправить и доказать свою правоту.

v   Чтение слоговых таблиц

Игра «Паровозы». Детям рассказывается сказка про паровозы, названные согласными, которые движутся по строкам, и вагоны, названные гласными, которые перемещаются по столбикам вниз. Например,паровоз-толкач «К»остановился на станции. Находящейся на третьем месте справа. К нему впереди прицепился вагон «О». Какое название носит станция? ( Ко).

Таблица и  весёлый фломастер:

v заполни указанную строку и прочитай все слоги;

v заполни указанную строку и прочитай сначала слоги с твёрдыми согласными, а затем с мягкими (нужно подвести детей к выводу о роли гласной в слоге);

v заполни указанный столбик; прочитай (при этом следует спросить, почему все согласные твёрдые или мягкие?);

v напечатай и прочитай название станции – слога по клеткам таблицы, где поставлены точки;

v напечатай фломастером все слоги со звуком Н, прочитай их; аналогичная работа – с другими согласными;

v напечатай слоги, которые находятся на пересечении … и троки со….столбиком; прочитай, что получилось;

v найди место названного слога в таблице и напечаиай его;

v заполни пустую клеточку. Которая правее, левее, ниже, выше данного слога; прочитай;

v впиши пропущенные слоги в …столбик, в …..строку; прочитай;

v прочитай слоги …строки (…столбика) и исправь ошибку, если она есть; докажи, что ты прав;

v я дотронусь указкой до пустой клетки. А она пусть зазвучит, как слог(работа переносится в мыслительный план из наглядно-образного в словесно-логический).

Слоговые песни. Полезно проводить слоговые упражнения под ритм какой-нибудь мелодии, попросту – «петь слоговые песни». Этот приём снимает и мышечное и психологическое напряжение, поможет легче привыкнуть к новым звукам, свободнее ввести их в речь.

Отгадай слово. Напечатай его и прочитай ( по первым, вторым, последним звукам названий картинок). Более сложный вариант, когда детям даётся набор из трёх картинок. Предлагается расположить их в такой последовательности, чтобы получилось новое слово из первых звуков названий картинок. Например:кот, осы, мак и т.д.картинки выставляются на наборное полотно ребёнком. Проговаривается полученное слово, печатается или составляется из букв магнитной азбуки на доске. Буквы смешиваются. Слово печатается в тетрадях по памяти. Можно предварительно составлять схему звукового состава слова.

Заполнение ламинированных карточек.На карточке изображена картинка, название которой напечатано или представлено только чёрточками по числу букв в слове. Следующий уровень таких же карточек – первое трансформированное слово записано, а правильный ответ изображён в виде картинки в конце. Ученик читает слово или впечатывает название картинки, а затем трансформирует его, соблюдая определённые правила: знак «-» указывает , что буква переносится вниз без изменения, «- -» показывает. Что слово надо напечатать в обратном порядке, «*» - звук исчезает и в следующее слово не переносится.

I Мел           после заполнения:

                        Мел

-        о –       мол

-        у –       мул

-        а-         мал

-        и –       мил

-        я –       мял

-        е –       мел

II                  после заполнения  

Бак                     бак

- о -                     бок

- ы -                     бык

- у -                      бук

ß                         <-

- - -                        куб

Разноуровневые кроссворды: вставить только одну гласную; гласные и согласные; выбрать подходящие из тех, что рассыпались; с опорой на картинки; составить слова с заданной звуковой структурой или оппозиционными звуками

Игра «Поле чудес»с использованием стандартного пособия, где на одной стороне дана звуковая схема слова, а на другой – запись этого же слова проводится следующим образом. Буквы берутся из магнитной азбуки. Игроки – вся группа. Правила: угадал букву, называй следующую, не угадал – пропусти ход; назвал гласный, которого, исходя из схемы, быть не может. Пропусти ход (значит не усвоил роль гласной в образовании слога-слияния); если долго думаешь, ход пропускаешь (иначе игра теряет динамичность)

Фонетические зарядки со словами:

-        На разные грамматические формы(кот, кота, коту, о коте)

-        С одинаковыми окончаниями (о маме, о папе, о столе);

-        Слова, образованные с помощью приставок ( сбежал, полетел, залетел)

-        Слова с одинаковыми приставками (прилетел, прискакал, приучил);

Работа с предложениями

-        чтение таблиц с пропущенными окончаниями;

-        чтение таблиц предложений с пропущенными словами (вместо слова –предметная картинка);

-        карточки «Найди ошибку»: дана картинка и два-три коротких предложения к ней; необходимо прочитать и выделить то предложение, которое не подходит и исправить его;

-        набор карточек, с помощью которых можно назвать или записать номер подходящего по смыслу только одного предложения из нескольких которое более всего подходит к сюжету;

-        Игра «Кого как зовут?». На картинках два-три сюжета, а предложения напечатаны под картинками так, чтобы не было соответствия между ними. Необходимо прочитать предложения и, соотнеся их с сюжетом, назвать имена детей, имена и отчества взрослых или клички животных; набор сюжетных картинок, имеющих близкий смысл; необходимо назвать тот номер картинки, которая отражает содержание одного заданного предложения более точно.

-        Конверты с набором предложений разного уровня, которые представлены в виде отдельных слов с опорой на сюжет. Без опоры на сюжет и более длинные

-        Составление предложений из отдельных слов в начальной форме: сначала дети работают фронтально, а затем индивидуально.

-        Чтение предложений, когда необходимо их исправить: Коза принесла сено Мише. Мама ссыпала мешок в муку. Вода питается растениями. Солнце освещается землёй.

-        Чтение предложений с пропуском отдельных его членов: в конце, в середине, в начале предложения;

-        Определение границы предложения

 

Система, которую нельзя нарушать: 

  • на каждом уровне – фонетическая зарядка
  • предварительная проработка сложных по структуре слов
  • не спешить на этапе становления чтения СГ, СГС (слогов и слов)
  • работа по совершенствованию звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза должна быть постоянной
  • строить работу с детьми только на положительных эмоциях
  • поощрять деятельность ребёнка даже, когда нет ещё положительной динамики, а только есть желание научиться
  • поддерживать тесный контакт с учителями. Психологом с целью выработки единого педагогического подхода к ребёнку, чтобы не охладить желание учиться, когда он делает первые и самые трудные шаги в чтении и письме

 

Все изложенные приёмы дают положительные результаты

Разделы сайта